Идея рейтинга как наиболее оптимальной системы мотивации, контроля и оценивания воспитательной работы в школе родилась сама собой, можно сказать ее подсказала сама жизненная практика.
Рейтинг активности классов – это интерактивная игра для учащихся 1–11-х классов, которая проходит на протяжении всего учебного года. Причем рейтинговая таблица разбита на три лиги: младшую (1-4 классы), среднюю (5–8 классы) и старшую (9–11 классы) с учетом возрастных особенностей учащихся. Она ставит перед собой три цели:
1) систематизировать разрозненные воспитательные мероприятия школы в единый увлекательный игровой процесс;
2) обеспечить внутреннюю (не административную) мотивацию классов, учащихся и педагогов к участию в совместной общественной жизни школы;
3) получить возможность удобного анализа и диагностики эффективной воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.
Данная схема рейтинга имеет 4 этапа реализации:
1. Сентябрь – выборы ученического актива и планирование деятельности органами ученического самоуправления на год.
2. Октябрь-декабрь – первое полугодие игры и отчетная ученическая конференция в декабре о промежуточных итогах рейтинга.
3. Январь-апрель – второе полугодие игры.
4. Май – подведение окончательных итогов игры на общешкольной конференции.
При подготовке каждого мероприятия, входящего в рейтинг активности классов, важно соблюдать учитывать следующие моменты. Вначале нужно четко определить верхний порог в баллах и критерии оценивания каждого воспитательного мероприятия:
по 10-балльной шкале оцениваются общешкольные мероприятия, празднование памятных дат, спортивные и интеллектуальные состязания;
по 5-балльной шкале оцениваются участие в фестивалях, тематические недели с множеством номинаций, общественно-полезная деятельность, акции, мероприятия в каникулы, фото- и видеоотчёты;
дополнительные бонусные 3 балла можно заработать каждому классу за оригинальность и мастерство при выполнении какого-либо мероприятия, за добровольное участие в сверхурочных делах, не входящих в рейтинг активности классов.
Далее необходимо утвердить ответственных за мероприятие лидеров ученического самоуправления и педагогов. Определить состав жюри, который нельзя будет упрекнуть в предвзятости к какому-либо классу. Обозначить роль классных руководителей в предстоящем мероприятии. Учет всех этих моментов позволит избежать лишних вопросов и упреков в субъективности полученных результатов.
«Утверждаю»
Директор МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3» г. Канаш
___________________М.М.Шадаев
Положение
об интерактивном школьном фестивале в течение учебного года
«Рейтинг активности классов»
1. Общие положения
Интерактивный школьный фестиваль «Рейтинг активности классов», проводимый в течение учебного года для учащихся начальной, средней и старшей школы, является одним из важнейших элементов организации, реализации и систематизации воспитательного процесса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Канаш. При этом он является не самоцелью, а лишь средством достижения поставленных насущных целей и задач перед администрацией школы. Положения фестиваля разработаны в соответствии с основными постулатами президентской программы «Наша новая школа» и Устава школы.
2. Цели и задачи фестиваля
Основная цель фестиваля – систематизация и контроль динамики воспитательного процесса в классах начальной, средней и старшей школы, мобилизация и самоактуализация всех участников воспитательного пространства школы.
Задачи фестиваля:
· выявление наиболее эффективных и «западающих» систем организации ученического самоуправления в рамках классов средней и старшей школы;
· стимулирование и ориентация на «воспитание успехом» учащихся и их руководителей;
· повышение общего уровня творческого, физического, интеллектуального и морального развития учащихся.
3. Порядок проведения фестиваля
Фестиваль включает в себя следующие основные этапы:
1. Подготовительный этап – сентябрь. Проводится ученическая конференция, на которой выбираются представители старшей школы в актив ученического самоуправления, определяются учителя-наставники по каждому воспитательному направлению-сектору, определяется актив общешкольного родительского комитета, который будет активно сотрудничать и оказывать посильную поддержку во всех начинаниях представителей ученического самоуправления.
2. Основной этап – октябрь-май. В начале каждого месяца определяется лимит мероприятий, входящих в рейтинговую таблицу активности классов, которые оцениваются по 5- и 10-балльной системе, классы делятся на младшую (1-4 кл.), среднюю (5–8 кл.) и старшую (9–11 кл.) лиги; в конце месяца полученная сумма баллов за участие в обозначенных мероприятиях прибавляется к предыдущей, определяя место класса за текущий месяц.
3. Завершающий этап. На ученических конференциях: промежуточной и итоговой – декабрь и май соответственно – дается текущий и итоговый анализ проделанной работы, в дискуссионной форме определяются основные трудности, перспективы, будущие планы, награждаются победители фестиваля и отдельные его участники.
4. Номинации фестиваля
· Самый активный класс ;
· Самый патриотичный класс;
· Самый спортивный класс;
· Самый сплоченный класс;
· Самый творческий класс;
· Самый инициативный класс;
· Самый путешествующий класс;
· Самый позитивный класс;
· Прорыв года
Отдельной номинацией награждается «Лучший староста класса»
Все участники фестиваля получают грамоты и поощрительные призы, победители получают переходящий кубок «Самый активный класс школы». Администрация школы оставляет за собой право учреждать специальные номинации.
Критерии оценивания мероприятий фестиваля
№/№ |
Направление |
Мероприятия |
Максимальный балл |
1 |
Учебно-познавательное |
Интеллектуальные викторины |
I – 10, II – 7, III - 5, участие – 3 Наличие грамот: Муниципальных- 5, Республиканских -10, Всероссийских- 15 |
2 |
Спортивно-оздоровительное |
Школьные турниры, проведение физминуток, выполнение нормативов ГТО, участие в «Кросс нации», «Лыжня России» |
I – 10, II – 7, III - 5, участие – 3 Получение значка ГТО -5, Наличие грамот: Муниципальных- 5, Республиканских -10 Всероссийских- 15 |
3 |
Культурно-массовое |
" Мисс Снегурочка», «Смотр строя и песни» и прочие конкурсы, связанные с командообразованием |
I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3 |
4 |
Общественно-полезная деятельность |
Участие в субботниках, сотрудничество с ветеранами, дежурство по школе, соблюдение внешнего вида |
I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3 |
5 |
Художественно-эстетическое |
Стенгазеты, плакаты, фотоотчеты, оформление классного уголка |
I – 10, II – 7, III - 5, участие – 3 Наличие грамот: Муниципальных- 5, Республиканских -10, Всероссийских- 15 |
6 |
Духовно-нравственное |
Театральные инсценировки, литературно-музыкальные конкурсы |
I – 10, II – 7, III - 5, участие – 3 Наличие грамот: Муниципальных- 5, Республиканских -10, Всероссийских- 15 |
7 |
Экскурсионная деятельность |
Мероприятия в каникулы, выезды за пределы города |
5 или 0 |
8 |
Патриотическое |
Участие в мероприятиях, работа на сайтах Всероссийских движений «ДобровольцыРФ», «Сделаем вместе» |
I – 10, II – 7, III – 5 Наличие грамот: Муниципальных- 5, Республиканских -10, Всероссийских- 15 |