Дисциплина (лат. disciplina) – в переводе значит: учеба, воспитание, школа. В словарях, одно из определений — это поведение, направленное на порядок, подчинение указаниям. Значении дисциплины для школьного обучения подчеркивали еще такие корифеи отечественной педагогики, как Сухомлинский и Макаренко.
Основная идея, считают психологи, в том, что на порядок должны влиять ученики. Если на уроке действительно интересно, то дети сами призовут к порядку тех, кто им мешает. Школа должна напоминать не армию с ее муштрой, а скорее деловой центр, где ценится активность, трудолюбие, инициатива. При этом важное значение должно уделяться соблюдению привычного режима, ритма особенно у младших школьников. А возможность дежурить по школе, проводить дни самоуправления станет прекрасным стимулом для развития положительной мотивации к поддержанию порядка у более старших детей. При этом педколлектив обязан договориться о единстве требований и стремиться минимизировать запреты. Этого можно достичь за счет доступного объяснения смысла соблюдения правил для каждого ученика.
Обсуждение правил поведения учеников классные руководители проводят на классных часах и общешкольных линейках.