Благоприятное влияние музыки при обучении детей чтению, письму и математике.
Ещё в древности великий Аристотель подчёркивал, что
музыка имеет не только важное педагогическое значение, но и терапевтическое. В
XVI веке музыка стала применяться во время хирургических операций.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование
духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше
медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность
музыкального образования для культурной жизни в целом. Известный немецкий
композитор, педагог, создатель детского музыкального инструментария Карл Орф в
1924 году основал в Мюнхене школу, в которой обучение и воспитание детей
проводилось по системе ритмических движений (гимнастика, танец, пантомима), в
сочетании с коллективным музицированием.
Результаты современных исследований в области влияния
музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого
внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной.
У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, преобладает
наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие
действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика
музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше
отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.
В настоящее время музыка активно
применяется в психотерапевтической практике. В.М.Бехтерев говорил об огромном
значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни,
подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная
психология» он
говорил о влиянии музыки на деятельность сердца, артериальное давление, обмен
веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на
стеническое и астеническое.
Стеническое - положительное влияние тоновых
раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое -
угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая
стеническое влияние обладает определенными характеристиками - темп на уровне
частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков,
динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические
каденции и др.
Во многих работах (В.Стилман 1990, Дж.Уайт 1992 и др.)
продемонстрирован позитивный эффект от восприятия музыки на физиологические и
поведенческие реакции, а также на эмоциональное состояние человека в ситуациях,
вызывающих тревожность.
Музыка не просто воспринимается
через эмоции, но и способна их корректировать. Т.Ю.Алексеевой музыкальное
искусство представлено как средство коррекции эмоциональной дезадаптации у
младших школьников (1998г.). Все это говорит о том, что восприятие детьми
специально подобранной музыки дает психотерапевтический и общеоздоровительный
эффект, необходимость которых также актуальна в наше время.
Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка.
Венгерский
педагог Золтан Кодай считал, что «без музыки человек не может быть полноценным
- он всего лишь фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным
преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с
другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других
предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был
повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги
этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу».
Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими
полушариями, каждое из которых регулирует различные функции (В.Ф.Коновалов,
Н.А.Отмахова 1983 г.), цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией
специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих
полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального
и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки
может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как
анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при
обеих формах восприятия (А.В.Торопова 1995 г.).
В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993- 1996 г.)
показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки
улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и
невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается
чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом
оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений,
ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность
(Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.).
Следовательно, под влиянием пролонгированного
сенсорного притока в виде фрагментов специально подобранной музыки улучшаются
психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность
мозга к обучению.
Использование музыки в преподавании других школьных
предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие
науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения
окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной
школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно
на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную
деятельность.
Нет сомнений в том, что музыка лечит тело и душу. То,
что музыкой можно учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что
музыка просто дарит нам необъяснимую радость. Может быть потому, что,
соприкасаясь с ней, мы более или менее осознанно переживаем что-то из нашего
духовного существования...
(Георгиев Георгий Вячеславович)